Как выбрать комедию
30.08.2022Смеяться, право, не грешно!Начнем с того, что смех – дело серьезное.
Смеяться, право, не грешно!
Коллекция лучших комедий для зрителей, достигших 18 лет. Поэтому, чтобы выбрать подходящую комедию и посмеяться от души, надо разобраться в тонкостях жанра. Обычно выделяют комедию положений, комедию характеров и комедию масок. В комедии положений смеются над курьезной ситуацией, в которой оказались герои. За примерами далеко ходить не надо – это всем известные пьесы «Севильский цирюльник» Бомарше, «Мещанин во дворянстве» Мольера. Уильям наш Шекспир обожал комедии положений: «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь». Из произведений российских авторов это «Медведь» господина Чехова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя. Театр «Содружество актеров Таганки» предлагает комедию положений – «День палтуса». Четко отлаженный график встреч симпатичной девушки-содержанки внезапно сбивается, когда один из любовников ломает ногу и остается в ее доме, а второй не получает сообщения, что визит отменяется. Как и положено в комедии положений, одна нелепая ситуация сменяется другой и все заканчивается хорошо, когда зрители уже не видят выхода.
В комедии нравов высмеиваются характеры героев, какая-либо их гипертрофированная черта или страсть. Как примеры классической комедии нравов назовем «Тартюф» Мольера, «Власть денег» Мирбо, «Школу злословия» и «Соперников» Шеридана. У некоторых зрителей «нравы» ассоциируются с нравоучениями, и они предпочитают комедии масок, где узнаваемые персонажи-маски веселят зрителей импровизациями. Классиками итальянской комедии дель арте (масок) считаются два Карло – Гольдони и Гоцци. Карло Гоцци известен у нас в стране не только по аншлаговой постановке «Принцессы Турандот» в театре Вахтангова, но и по экранизациям «Король-олень» и «Любовь к трем апельсинам». Карло Гоцци узнаваем по комедии «Слуга двух господ» о приключениях Труфальдино из Бергамо. В «Театре на Юго-Западе» ставят «Карнавальную шутку» по комедии Гольдони «Трактирщица».
Некоторые зрители полагают, что главное выбрать не жанр, а «правильную площадку», например тот же «Театр на Юго-Западе», и ходить туда на все спектакли подряд. Но вот создатель «площадки» Валерий Белякович взял и перешел в Театр им. Станиславского. Что теперь делать последователям упомянутой выше теории? Последовать за худруком или остаться на старой «площадке»?
Есть другой вариант: выбрать веселого актера и не изменять ему, где бы он ни выступал. Так, например, ходят на Марию Аронову в Театр им. Вахтангова или на другие сценические подмостки, где она выступает. На родной сцене Аронову стоит посмотреть в музыкальной комедии «Мадемуазель Нитуш», которую с успехом ставили и на киноэкранах – и французском языке с Луи де Фюнесом, а на русском – с Андреем Мироновым и Людмилой Гурченко («Небесные ласточки»).
Есть и те, кто ходит на авторов пьес – например на американца Кена Людвига, известного по «Одолжите тенора» и «Примадоннам», или на французского комедиографа Жоржа Фейдо. Пьесу Фейдо «Дамский портной» ставят давно и охотно, а его «Ключ от спальни» (2003) Эльдар Рязанов даже экранизировал. Таким зрителям – прямая дорога в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, где ставят и «Дамского портного» Фейдо, и «Одолжите тенора» Людвига. В первой комедии любовная интрижка молодого мужа приводит к тому, что в пикантной ситуации ему приходится выдавать себя за... дамского портного! С пьесой «Одолжите тенора» трудно ошибиться – она с успехом шла на Бродвее, получила девять премий, включая две бродвейские премии «Тони», переведена на восемь языков и с успехом идет по всему миру. Не менее популярен у нас французский комедиограф Марк Камолетти. Его комедии "Боинг-Боинг" и "Вы не по адресу" часто ставит на различных театральных площадках антрепризная компания "Независимый Театральный Проект".
Театр МХАТ им. Чехова ставит другую пьесу Людвига – «Примадонны» – про «бег в мешках за деньгами». По сюжету двое безработных актеров узнают, что миллионерша преклонных лет разыскивает потерявшихся в детстве племянниц, дабы отдать им свои миллионы. Парни решают рискнуть и разыграть комедию с переодеваниями.
Уморительный замес из классических комедий – масок и положений – предлагает Театр на Малой Бронной с премьерным спектаклем «Плутни Скапена» Мольера. В этом спектакле есть все, что может сделать поход в театр настоящим праздником: великолепный литературный и драматический материал, остроумные комедийные ситуации, яркие костюмы героев, красивые декорации старинного Неаполя, темпераментная музыка и цирковые трюки.
Жанр спектакля «Тайны Мадридского двора» в филиале Малого театра на Большой Ордынке – просто «старая добрая классика», на которой умирало от смеха уже не одно поколение зрителей. Французская принцесса Маргарита, умная и очаровательная, освобождает из испанского плена своего брата-короля и разрешает полдюжины дворцовых интриг с любовными тайнами: ХVI век, однако.
Ну а тем, кому по душе современная российская комедия со смешением жанров (комедии и мюзикла), стоит отправиться на комедию «День Радио» театра «Квартет И», чтобы и посмеяться, и послушать Кортнева и группу «Несчастный случай».